Кемлянский детский сад Радуга село Кемля

Роль певческой деятельности в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста

 Роль певческой деятельности в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста

Приобщение к музыке – один из самых важнейших путей эстетического воспитания ребенка, т. к. музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Откроет вам целый мир красок, различных оттенков, сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

В своей работе «Музыкальное воспитание ребенка» Н. А. Ветлугина пишет, о том, что музыкальное развитие – явление сложное и многосоставное. Между его компонентами устанавливаются различные  взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями, внутренними процессами развития и опытом, который передается  ребенку извне усвоением опыта и совершающимся при этом развитии. То есть происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и высших влияний. Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

-  проанализировать методическую литературу по данному вопросу;

-  развивать музыкальность ребенка;

-  обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

-  воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

-  развивать художественно-творческие способности;

В своей методической работе я обратилась к такой деятельности, как певческая  деятельность. К этой деятельности я обратилась не случайно, дело в том, что в свой  работе с дошкольниками на музыкальных занятиях большую часть времени отводится на певческую деятельность, опираясь на то, что певческая деятельность – самое доступное средство музыкального образования дошкольников.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает.  В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли.

 Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом особая доступность для восприятия детьми.

Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений, усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Песня воздействует на чувства детей, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме. Углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка.

Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства.

Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И.Михайлова, Е.А.Алмазов, А.Д.Войнова, Б.Л.Яворский, Н.А.Ветлугина, Л.Т.Зинич, А.М.Катинене, Н.Д.Орлова, С.И.Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус – оценочное к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их повседневной жизни. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно соблюдение гигиенических условий, т.е. проведение занятий в чистом проветренном помещении, на свежем воздухе в сухую теплую погоду.

Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки, а также развитию речи. Слова выговариваются протяжно на распев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель следит за правильным произношением слов.

Занятие пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствующий развитию чувств товарищества. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально-слуховые представления, память, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. 

Выделяют несколько задач обучения пению детей дошкольного возраста:

-  формирование у детей певческих умений и навыков;

-  обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателей и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

-  развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушания себя при пении и исправление своих ошибок;

-  развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Возможности ребенка – дошкольника в области пения очень ограничены, но при условии систематического руководства его певческий голос постепенно приобретает естественную звонкость, легкость, ровное звучание, расширяется диапазон. Диапазон – объем голоса от нижнего звука до верхнего. В дошкольном возрасте он небольшой: от 3-4 звуков в младшей группе, до 7 звуков в подготовительной.

По мнению профессора З. Бимберга (Германия), пение «должно лечь в основу содержания серьезной деятельности, как исполнительской, так и слушательской. Если наши дети не научатся переживать содержание песни, отражающей действительность, то позже они едва ли смогут понять произведение музыкального наследства и современности». Недаром дирижер Л.Стаковский говорил: «Для ребенка голос – это первейший и самый доступный инструмент». Поэтому певческая деятельность – это самое доступное и важнейшее средство музыкального воспитания, которое играет существенную роль в решении всестороннего и гармонического развития ребенка.

 1 Особенности песенного творчества дошкольников

Искусство музыки в силу своей природы благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальной образности, высокой абстрактностью музыкальной образности, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями «повествования».

Л.С. Выготский писал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка т составляет психологическую основу искусства музыки». Значение творчества в музыкальном развитии детей определяется тем, что оно – прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

О возможности и необходимости включения детского музыкального  творчества в систему музыкального «всеобуча» говорил в свое время Б.В.Асафьев, считая, что «путь развития музыкально-творческих навыков – необходимейший и, пожалуй, самый действительный этап музыкальной эволюции».

Детскому музыкальному творчеству уделяли и уделяют большое внимание создатели прогрессивных музыкально-педагогических систем в нашей стране и за рубежом. Идея такого творчества лежит в основе известной системы К.Орфа, является стержневой в методологии

З. Кодая и др.

Лишь в последние годы музыкальная педагогика и психология обратились к детскому творчеству как к одному из ведущих методов обучения и воспитания.

Использование детского музыкального творчества в качестве одного из ведущих методов музыкального обучения и воспитания связано с признанием (теперь уже большинства специалистов) возможности и необходимости активного управления этой деятельностью. Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». Дети склонны, обычно, воспринимать импровизацию как игру, что само по себе имеет большое значение. Характеризуя детское художественное творчество и подчеркивая его непосредственную связь с игрой, Л.С.Выготский отличал: «Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием». Это и роднит детское творчество с импровизацией. Впрочем, импровизация (как и любой вид творческой деятельности) предполагает наличие в опыте индивида определенного материала, который используется при создании нового. Этот фундамент импровизации состоит из своего рода моделей – стереотипов, закрепленных в сознании индивида посредством обобщения его прошлого опыта.

Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной деятельности, в результате которой появляется новое произведение. В основе этой деятельности лежит творческое музыкальное мышление, которое реализуется посредством музыкального языка – специфическое средство материализации, хранения и передачи музыкальной «информации» (ритм, лад и т.д.).

Музыкальное творчество в целом – продукт взаимодействия художественно-образного и конструктивного мышления индивида. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. Из их единства возникает и реализуется художественный замысел.

С.Л. Рубинштейн писал о том, что «В процессе действенного оперирования со звучностями под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемый интонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого числа музыкальных «ходов», к которым у большинства музыкантов присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных… Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, в «природное» достояние музыканта отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальных способностей».

Детское музыкальное творчество, как и лежащее в его основе, детерминирующее его творческое музыкальное мышление, формируются в онтогенезе поэтапно (К.В.Тарасова). Последовательность становления соответствует этапам общего психического и музыкального развития детей, в частности последовательности формирования основных компонентов музыкальности.

В начале четвертого года жизни основная масса детей находится, как показывают специальные наблюдения, на самой ранней стадии развития музыкально-творческих способностей вообще и продуктивного компонента музыкального мышления в частности. Их «сочинения», вернее попытки импровизации, не имеют сколько-нибудь законченной формы, а сам процесс носит «опробующий» характер. Ритмическая структура подобных проб беспорядочна, иногда наблюдается равномерный ритм. Этот этап, предшествующий собственно музыкальному творчеству, можно назвать пробующим.

У многих малышей процесс «сочинения» представляет собой музыкальные иллюстрации к их рассказам о животных: дети сопровождают свои ярко эмоциональные повествования характеристиками тех или иных животных, используя разные регистры музыкального инструмента. Подобные проявления служат наглядной иллюстрацией генетической связи детского творчества с игрой. Собственно музыкально-творческая сторона подобных импровизаций на первых парах очень бедна. И это естественно, поскольку мал еще музыкальный опыт ребенка, из которого он черпает «строительный материал» для своих творческих поисков, не усвоен музыкальный язык в основных его компонентах.

Дети пятого года жизни пытаются воплотить в своих музыкальных импровизациях уже более развернутое содержание, хотя, отвечая на вопросы взрослых, рассказывают пока что только о единичных образах. В «сочинениях» большинства из них превалирует ритм и, как правило, отсутствует законченная мелодия. Поэтому рассматриваемый этап развития детского музыкального творчества можно, условно говоря, назвать ритмическим.

 В дальнейшем, к семи годам, образное содержание музыкальных импровизаций ребенка заметно обогащается; намечаются походы к передаче тех или иных настроений и относительно  развернутых сюжетов. Усложняется содержательное наполнение импровизаций и, соответственно, используются более сложные музыкально-языковые приемы и средства. Во многих образцах детского творчества можно наблюдать уже достаточно развернутые и относительно завершенные в форме периода – мелодический этап развития.

Итак, в дошкольном и младшем школьном возрасте поэтапно формируются как художественно-образное, так и конструктивное, музыкальное мышление, свидетельством чего является обогащение музыкального «языка». При этом формирование у ребенка художественно-образного мышления детерминируется его общим психическим развитием и связано с накоплением и обобщением жизненных впечатлений, создающими почву для творческой фантазии и воображения.

Следует, как можно раньше начинать формирование у ребенка установки на творчество и потребность в нем. Б.В.Асафьев писал: «Как только у детей накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ним импровизировать…» Поэтому нужно, чтобы у ребенка уже с раннего возраста создавался достаточный запас музыкального опыта. Но не менее важны, как было показано и общие жизненные впечатления, из которых формируются художественные образы, - т.е. впечатления, которые становятся своего рода «программами» музыкальных импровизаций.

Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего возраста, используя посильные детям творческие задания. Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Детям 2-3 лет легче петь  мелодии, которые не содержат развернутого текста, поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги «ля-ля», «та-та» и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать текст, и мелодию. В этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различения и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4-5 лет выполняют задание на пропевание имен, импровизаций мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховая координация. Они чаще интонирует в пении, чему способствует и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5-6дети способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов.

В 6-7 лет дети могут уже  более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (песня, танец, марш). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Важно обращать внимание детей на выразительность импровизации даже в простейших упражнениях.

Если работ проводится методически правильно, самое главное без принуждения, через заинтересованность к творчеству, то в ролевых играх дети не редко сами сочиняют диалоги.

Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы.

Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенные настроения.

Детское музыкальное творчество своеобразно. Творческие способности различны по своей основе.

Первые из них зависят от уровня музыкального развития детей и квалифицируются как их специальные музыкальные способности. Была выяснена прямая зависимость успешного выполнения творческого песенного задания от уровня развития чувств лада, которое позволило детям закончить мелодию на устойчивом звуке, удержаться в заданной тональности. Другие свойства личности и способности, носящие более общий характер, необходимый для успешного выполнения творческих заданий в любом виде музыкальной деятельности:

-  склонность к музыкальной деятельности;

-  способность быть эмоциональным, но захваченным музыкой;

-  способность фантазировать в процессе творческой деятельности;

-  стремление находить способы, средства воплощения замысла, подсказанного взрослыми или найденного самостоятельно;

-  способность придавать свои продукции оформленность, изящество;

-  наличие музыкальной памяти, дающей возможность использовать имеющееся в опыте ребенка песенные интонации, выразительные движения.

Песенное творчество детей дошкольного возраста очень скромно по своим проявлениям.

Процесс преднамеренного сочинения мелодии песни у некоторых детей в известной степени снижает непосредственность выражение чувств, тормозит деятельность творческого воображения.

Причина заключается в том, что песенное творчество не опирается на опыт такой близкой знакомой детям творческой деятельности, которая часто бывает облачена в форму сюжетной игры. У детей еще слабо развиты их певческие навыки, но и в песенном творчестве есть и свои бесспорные преимущества. В этом виде творчества ярко выступает детская одаренность специально музыкального характера. Именно этот вид деятельности является зачатой формой собственной музыкально-творческой деятельности.

Формирование творчества сложнейший, многосоставной акт, нужно предусмотреть взаимосвязи многих линий развития.

Они должны как бы пересекаться, концентрироваться в одной ведущей задаче, решения которой возможно в данном определенном уровне формирования творческой деятельности.

2  Этапы развития песенного творчества дошкольников

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – накопление впечатлений от исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются  музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные впечатления.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение принять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умение выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в 3-5 лет. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н.В.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

-  самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

-  подстраивание к звукам: игра «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

-  различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») звукоряд (упражнение «Солнышко и дождик»);

-  различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения «Музыкального букваря»);

-  транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку»): воспитатель поет первый звук.

Этапы формирования песенного творчества

Первый этап

Формирование песенного творчества носит ориентировочный характер. Прежде всего создается соответствующая установка детей на новую деятельность: у детей формируются первые представления о процессе сочинения песен, возбуждается к нему интерес, вырабатываются первые навыки произвольного поведения, а главное, ставится перед ними новая цель – создать песню. Особенно важно на первом этапе найти правильные соотношения между стремлением детей выразить себя в новом задании и их возможностями воплотить свои замыслы. Перед детьми выдвигается новая творческая задача:

-  сама деятельность становится для ребенка желанной, интересной «сочини так, как если бы ты был композитором»;

-  у ребенка вызывают стремление к самостоятельным действиям, направленным на выбор текста, жанра, характера одной из двух песен для своего сочинения, оценку этого образца, нахождение способов передачи основной мысли и настроения в простейших мелодиях;

-  пробуждаются стремления ребенка выразить в сочинении свое отношение к передаваемому, сравнить с песнями сверстников.

Формирование песенного творчества детей на первом этапе требует применения прямого образца в виде небольшого музыкального произведения. Музыкальный образец оказывает влияние не на отдельные интонации, а на манеру изложения, на общий способ выражения музыкального образа. Первый этап характеризуется созданием таких ситуаций, которые помогают детям ориентироваться в новой деятельности. Организуются условия для совместного участия в творческом процессе. Создается атмосфера для интересной, радостной, но требующей известного напряжения и трудовых усилий со стороны деятельности детей. Для каждого из детей намечаются те максимальные условия, которые поощряют их к творческой деятельности.

Второй этап

Задача этого этапа – поставить ребенка перед необходимостью действовать более самостоятельно и оригинально, изменив при этом ситуацию. Меняются мотивы творческой деятельности: дети побуждаются к сочинению песен для дальнейшего их исполнения перед своими сверстниками. Изменяется характер творческих заданий: дети не только должны стремиться выразить свои настроения, чувства на основе предложенных им тем и жанра песен, но и сами выбирать. Усиливается осознанность поисков выразительно-изобразительных средств, что достигается изменением характера песенного образца, которое является уже косвенным.

Послушав его, ребенок должен теперь не использовать его музыкальный материал и литературный текст, а лишь руководствоваться самим способом воплощения, его музыкальными средствами при использовании других литературных текстов. Поэтому меняется и характер повторности творческих заданий. Обучение некоторым элементам музыкальной грамоты в связи с пением приобретает все более выраженный активный характер. Каждый раз, когда дети прочно усваивают какой-либо элемент музыкальной грамоты (имеющий значение для формирования музыкально-творческих способностей), одновременно перед ними ставятся новые варианты задач, требующие самостоятельности в способах их решения. Но эта самостоятельность формируется на основе усвоения навыков пения и музыкальной грамоты.

Обобщая материалы второго этапа опытной работы, отличали следующие результаты:

- дети ориентировались в новых заданиях;

- появилось стремление к самостоятельности.

Если первый этап характеризуется еще робкими ориентировками детей совершенно новой сфере, то теперь они не только стремились к самой деятельности, но и старались улучшить качество своих сочинений. Дети испытывали при этом радостную уверенность, взволнованность, были по трудовому настроены. Они смело опирались на возникающие у них ассоциации и образы, рожденные на основе прежнего опыта и измененные их творческим воображением. Их деятельность приобрела эстетический характер.

Третий этап

Является контрольным. Работа направлена на побуждение детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений. Чтобы осуществить контрольную проверку этой самостоятельности, надо создать совершенно новую ситуацию. Такие ситуации могут возникать при следующих обстоятельствах:

-  меняется характер деятельности, и дети побуждаются к песенному творчеству в процессе их игры;

-  импровизирование попевок осуществляется не в пении, а в музицировании -  игре на детских музыкальных инструментах.

На всех этапах формирования творчества устанавливаются разнообразные взаимосвязи в педагогическом руководстве: смена ситуаций, побудителей, характера образцов, творческих заданий.

Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже.

 Рассмотрим теперь методические приемы, помогающие развитию песенного творчества. В основном это творческие задания, развивающие способность к импровизациям. На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определенной последовательности.

Важно обращать внимание детей на выразительность из импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить, - задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук  у. Он голодный и злой:  никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует). А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица – хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

Творчество рождается из интуитивных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.

Музыкальные вопросы и ответы могут сначала исполняться по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» - «Молока немножечко»), а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, заданные (пропетые) педагогом, например: «Как тебя зовут?» - «Танюша». – «Какое платье у тебя?» - «Красное в цветочках» и т.д.

Когда дается задание придумать мелодию на определенный текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова баю-бай спеть колыбельную, на слоги тру-ту-ту – марш, ля-ля-ля – вальс и т.д.

Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы.

Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т.д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.

Постепенно детей подготавливают к сочинению целого оперного спектакля. Для этого можно взять сказочный сюжет («Колобок», «Красная Шапочка» и др.). Предварительно ребят знакомят с жанром оперы, слушают с ними фрагменты из опер в грамзаписи.

Так, музыкальный руководитель Н.Н. Харчева (Москва) перед постановкой оперы «Колобок» показывала детям фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, акцентировала их внимание на том, как меняется настроение в пении Снегурочки: то веселое, радостное, то спокойное, мечтательное, грустное, то нежное, когда она поет о Леле. После таких «взрослых» разговоров о музыке дети распределили роли и создали свою оперу «Колобок». Каждый персонаж сказки сочинял свою песенку очень выразительно, увлеченно. «Зрители» проявили огромный интерес к творчеству своих товарищей, даже пробовали отдельные роли в этой сказке.

Специфика творческих заданий для развития песенного творчества

Игровые задания для развития предпосылок песенного творчества у младших дошкольников.

Игра с машиной.

Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би, би, би!». Взрослый дает малышу разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяют наиболее удачные сочетания звуков, отличающих по высоте.

Игра с птичкой.

Ребенку предлагают игрушечные птички разной величины. Взрослый просит показать, как споет каждая птичка на слог «Ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки).

Игра с лошадкой.

Взрослый просит ребенка показать, как скачет небольшая игрушечная лошадка, поговаривая «Цок, цок» в разном темпе и ритме. Дать пояснения: лошадка скачет торопливо, а потом идет медленно, устало.

Колыбельная кукле.

Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.

 

Кукла танцует.

Взрослый просит ребенка показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на «ля».

 

 

 

 

Игровые задания для развития песенного творчества у старших дошкольников

1. Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.).

2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанием горна (тра-та-та).

3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

4. Спеть свое имя, используя разнообразные интонации.

5. Музыкальный диалог, используя разнообразные по интонациям вопросы и ответы.

6. Импровизация мотивов из 2-3 звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.

7. Закончи свою мелодию.

8. Сочини песню.

Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, но затем просит детей искать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отмечался осмысленностью. Если у ребенка возникают затруднения при сочинении всей мелодии к тексту, можно упрощать задания, предлагая найти свое мелодическое окончание, соответствующее настроению и ладовой окрашенности песни. Например, в колыбельной пропеть «мамину» песню на звук «а».

Колыбельная.

Мама Валечку качала

И, качая, напевала:

А-а-а, а-а-а…

Марш. Осенью.

Кто шагает ряд за рядом? Улетают птицы вдаль,

Это мы идем отрядом. Расставаться с ними жаль.

Весной.

Весенний день звенит!

Встречай, скворец летит!

Плясовая. Веселая песенка.

Я притопну каблучком, Солнце ярко светит,

Я махну платочком, Весело на свете.

Полечу я ветерком, Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля,

Закружусь листочком. Весело на свете.

Грустная песня.

Дождик льет как из ведра,

Загрустила детвора.

 

Давыдова И.А. – Музыкальный руководитель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида»

6 февраля 2017 в 11:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.